Гвардейский полет
В предутренних сумерках на летном поле учебного центра боевого применения истребительной авиации собираются морские пехотинцы Каспийской флотилии. Здесь на стыке лета и осени проводятся сборы по парашютно-десантной подготовке. Время для важнейшего мероприятия боевой учебы для морских десантников с «крылатым» профилем выбирается исходя из опыта. Только-только спала астраханская жара, роза ветров еще не играет своими резкими порывами на пересечении невероятных по размерам степей – центральноазиатской и прикаспийской.«Отчего сборы проводятся именно в Астрахани, а не в Каспийске, где расположены основные силы гвардейцев?» – спрашиваю заместителя начальника штаба бригады морской пехоты по воздушно-десантной подготовке подполковника Евгения Федорова. Оказывается, в Дагестане сложно проводить подобные тренировки. Сочетание моря и гор образует подчас непредсказуемые вихревые потоки воздушных масс. Время для прыжков с парашютами буквально расписано поминутно в короткие утренние часы. Лимит учебного времени понятен. Летчики-истребители ровно в 09:00 начинают свой взлет в небеса.
Заместитель командира по воспитательной работе десантно-штурмовой роты Магомед Абдулкеримов где-то за час до начала тренировок, еще затемно, подъезжает к одному из жилых домов. Возле подъезда его уже поджидают. Герой России гвардии старший прапорщик в запасе Григорий Замышляк – непременный участник всех парашютных прыжков. Опыт его огромен. Естественно, руководители сборов всегда приглашают его как нештатного, но самого надежного инструктора. Сегодня вместе с Героем России на аэродром отправляются и двое его сыновей, Александр и Богдан.
Истина, похоже, общеизвестная. Полет десантника под белоснежным куполом продолжается несколько десятков секунд. А на путь к нему уходят долгие часы, недели и месяцы. Тщательно, не торопясь, «черные береты» надевают парашюты, подгоняют снаряжение, проводят необходимые тренировки. Инструктор проверяет готовность каждого. Впрочем, большинство участников сборов – опытные парашютисты, многие служат по контракту. Всего восемь морских пехотинцев сегодня впервые совершат свой прыжок с парашютом. Спешка здесь явно не в чести. В год каждый из них обязан, в зависимости от специальности, от 5 до 7 раз пролететь под куполом парашюта. Для офицеров и прапорщиков разрешается совершить до 20 прыжков.
Звучит команда. Первая группа направляется к вертолету. Погрузка занимает всего несколько мгновений. Выпускающий гвардии капитан Александр Камплицкий, командир разведывательно-десантной роты, тщательно проверяет каждого морпеха. Винтокрылая машина отрывается от земли, стремительно набирает высоту.
Настал черед птицам потесниться в бездонной синеве неба. Прозрачный воздух в одночасье «взрывается» куполами. Ротный внешне спокоен, внимательно контролирует каждого, кто отправляется в полет под белоснежным куполом. Гвардии сержант Анатолий Калашников, гвардии младшие сержанты Эльдар Давлетшин, Ильнар Гиматдинов, гвардии матросы Оскар Путивский, Сергей Фадеев записывают в свой актив еще один прыжок с парашютом.
На земле, на месте приземления, товарищи страхуют парашютистов. Полет в затяжном прыжке одного из морских пехотинцев выглядит почти на все сто безукоризненным. Вскоре после его приземления подхожу к нему, мы знакомимся. Гвардии прапорщик Мади Турашев, уроженец Астраханской области, служит старшим инструктором воздушно-десантной подготовки. Он принадлежит к плеяде настоящих профи, прошел огненными дорогами военных конфликтов на Северном Кавказе.
Для морского пехотинца как универсального солдата важно обладать умением и навыками всех способов десантирования – от воздушного до классического, на побережье. Командир гранатнопулеметного взвода гвардии прапорщик Андрей Мозгонов, сам опытный парашютист, считает, что роль воздушно-десантной подготовки невозможно переоценить. Похоже, для многих из участников сборов по ВДП служба в морском десанте составляет свой образ жизни и особую философию. Для гвардии старшины Руслана Эмирова и гвардии старшего сержанта Пайзулы Шихшабекова служба по контракту поистине дело всей жизни. Отчего так? На мой вопрос они отвечают лаконично: «Главное, ты сейчас занят настоящим мужским делом, при этом еще и зарабатываешь достойные средства. Кроме того, престиж человека в погонах растет год от года, есть серьезные социальные гарантии, коих не особо-то и встретишь нынче на «гражданке». А как отнестись к возможности по-настоящему заниматься спортом, рукопашным боем, который в батальоне только поощряется? Пайзула, например, недавно удостоился звания мастера спорта России.
Сейчас государство денег на боевую подготовку явно не жалеет. Оттого и служить в Вооруженных силах престижно. Очередной день сборов парашютистов в черных беретах завершился. Завтра морских пехотинцев вновь ждет небо.
А. Чеботарев
Новости
Рубрики
- «Не службой единой...»
- Авторитетное мнение
- Боевая учеба
- Вести общественных организаций
- День за днем
- Друзья «Тайфуна»
- Наши праздники
- Обзоры литературы
- Они служили в морской пехоте
- Офицер XXI века
- Подрастающее поколение
- Страницы истории
- Техника и вооружение
- Это интересно
Последние статьи