Горячие мили морских пехотинцев
Утро 9 декабря прошлого года российский отряд кораблей и судов встретил в точке якорной стоянки у берегов Никарагуа. В их сторону курсом на тяжелый атомный крейсер «Петр Великий» двигался контейнеровоз, как выяснилось потом, государства Антигуа и Барбуда. С ним начали устанавливать радиосвязь дабы судно поменяло опасный курс. Это не дало результата. К тревожным радиосигналам добавились светосигналы. В ход пошли ракеты красного цвета. Но и это не возымело успеха. Наши корабли и суда стояли на якорях и сманеврировать, понятно, не могли.А ситуация меж тем усугублялась. Контейнеровоз приближался, смещаясь в сторону танкера ЧФ «Иван Бубнов». На «Бубнове» сыграли тревогу, объявили боеготовность № 1. Контейнеровоз шел чуть ли не в лоб танкеру.
Главным оружием танкера «Бубнов» являются морские пехотинцы группы антитеррора. Вот к этому «оружию» и прибегнул старший на борту – командир бригады вспомогательных судов ЧФ капитан I ранга С. Степанов.
Новейшая история Черноморского флота знает примеры, когда даже на солидных боевых кораблях прибегали именно к оружию морских пехотинцев, чтобы пресечь опасные или провокационные действия подозрительных судов. Так было на БДК «Ямал»: именно морской пехотинец старший прапорщик Алексей Пекарский прицельной очередью из крупнокалиберного пулемета отрезвил экипаж судна без опознавательных знаков, потенциально угрожавшего БДК.
Но там в готовности находилось и корабельное оружие, которое можно было применить в случае необходимости. На танкере уповали только на морских пехотинцев. И они не подвели. Прицельная очередь из ПКП «Печенег», содрогнувшая тревожную тишину моря, султанчики от пуль, вспоровшие море по курсу иностранного судна, сказали о серьезности намерений защитников танкера, заставили судно отвернуть в сторону. Буквально в одном кабельтове оно прошло вдоль левого борта «Ивана Бубнова».
Позже, когда все улеглось, были детально разобраны действия экипажа «Ивана Бубнова» и находившейся на его борту антитеррористической группы. Командир ОБК Северного флота контр-адмирал В. Касатонов оценит их как правильные, грамотные и своевременные.
Надо сказать, что нахождение на вспомогательном судне антитеррористической группы придает уверенность и спокойствие всему экипажу как в море, так и на берегу. Ведь на вооружении морпехов весь комплекс стрелкового оружия: снайперские винтовки, АКМСы, ПК. Сейчас, когда пиратство и терроризм расцвели махровым цветом, вооруженные профессионалы на борту судна – серьезный стабилизирующий фактор. Ведь, скажем, группа под командованием капитана О. Дмитроченко вполне может противостоять как террористам, так и пиратам. Семь вооруженных морских пехотинцев – немалая сила, если учесть их подготовку.
У командира группы, например, после окончания военного вуза была служба в погранвойсках, а с 2004 года – в морской пехоте ЧФ. Каждый год на долю офицера выпадает по 2–3 похода на боевых кораблях и вспомогательных судах флота. В 2005 году, например, выходил в Средиземное море на сторожевом корабле «Пытливый», спасательном буксире СБ-36, посетил порты Греции, Италии. Только в 2008 году О. Дмитроченко принял участие в трех походах.
И каких! В международных учениях «Блэксифор» в качестве командира досмотровой группы на БДК «Цезарь Куников». Когда началась агрессия Грузии против Южной Осетии, Дмитроченко возглавил группу морской пехоты на БМТ «Иван Бубнов». Девять суток, не считая дней перехода, экипаж действовал в Черном море, ведя наблюдение, выдавая продовольствие, заправляя наши корабли и суда водой и топливом. В том горячем регионе шла настоящая война, и нужно было быть готовым к любым неожиданностям.
О том, как сработали морпехи во время стремительной кавказской войны, говорит тот факт, что именно после участия в августовской операции по принуждению Грузии к миру с танкера «Иван Бубнов», готовящегося к дальнему четырехмесячному походу, направили официальный запрос на группу капитана О. Дмитроченко. Это, согласитесь, дорогого стоит. И о многом говорит. У офицера-морпеха за пять лет службы в бригаде «черных беретов» несколько десятков тысяч пройденных миль, заходы в порты Греции, Италии, Сирии, Грузии, Венесуэлы, Кубы… Несколько морей и Атлантический океан.
Сейчас без натяжки можно сказать, что долгий, 127-дневный экзамен и на этот раз выдержан с честью. В меру возможного (насколько позволяли судовые условия) они совершенствовали огневую, строевую, физическую подготовку. В свободное время помогали экипажу. Огневую подготовку вели на ходу судна, расположившись на юте. Привязанную плавающую мишень опускали за борт и по ней вели огонь из штатного оружия.
При проходе узкостей и заходе в иностранные порты морпехи занимали заранее оговоренные важные точки на танкере и со штатным оружием несли вахты бдительности, были на «товсь», внимательно наблюдая за окружающей обстановкой. В море она меняется быстро, и нужно мгновенно реагировать на ее обострение, если такое случается.
Своего заместителя младшего сержанта Максима Чеха командир группы характеризует как исполнительного, дисциплинированного военнослужащего.
– Если отдал ему приказание – уверен на все сто, что оно будет выполнено, – говорит офицер. Эти слова можно отнести и к младшим сержантам И. Равину и Р. Воложанину, матросам А. Ляпину и Н. Бурыгину.
С экипажем танкера антитеррористическая группа жила одной семьей. А иначе тут и нельзя. Когда было необходимо и позволяли обстановка и время, морпехи участвовали в общесудовых работах. Танкер не нов и требует постоянного ухода. На время дальнего похода судно – общий дом как для экипажа, так и морпехов.
Обо всех деталях похода, понятное дело, не расскажешь. Были серьезные штормовые дни. Например, когда танкер не мог обойти циклон. И тяготы жестокого шторма пехотинцы переносили наравне с профессиональными моряками.
Были трудные вахты по обеспечению безопасности судна. Были и тяготы долгой разлуки. Новый год «черные береты» как и весь экипаж, встречали вдали от своих родных и боевых товарищей. И вместе с тем сколько нового, интересного они увидели и узнали в этом походе.
Они уходили в дальний поход в сентябре, после горячей в прямом и переносном смысле кавказской войны. Уходили в Средиземку, где надели тропическую форму. А пришли в Севастополь в конце января, надев зимний камуфляж и меховые шапки. Словом, в море прошли весь погодный спектр двух полушарий планеты, отмерив 20 000 миль. Впрочем, только ли погодный? Эти четыре месяца станут, возможно, одной из самых ярких и запоминающихся страниц их жизни. И они еще не раз будут вспоминать порты Сирии, Венесуэлы, Кубы… Есть своя романтика в службе «черных беретов». Недаром их называют морскими (!) пехотинцами.
В. Пасякин, «Красная Звезда»
Новости
Рубрики
- «Не службой единой...»
- Авторитетное мнение
- Боевая учеба
- Вести общественных организаций
- День за днем
- Друзья «Тайфуна»
- Наши праздники
- Обзоры литературы
- Они служили в морской пехоте
- Офицер XXI века
- Подрастающее поколение
- Страницы истории
- Техника и вооружение
- Это интересно
Последние статьи