Командир морской элиты
Отдельная гвардейская, орденов Суворова и Александра Невского, Белостокская бригада морской пехоты, дислоцирующаяся в Калининградской области, — морская элита страны. Комбригом назначат не каждого. C 2006 года бригадой командует полковник Олег Даржапов. 9 мая 2008 года полковник Олег Даржапов во главе колонны морских пехотинцев бригады участвовал в военном параде в Москве.Наши на главном параде
С 1967 года бригада постоянно участвует в парадах. Тогда были парады на 7 ноября, а с 1980-х годов — на 9 мая. В должности командира парадного расчета представляю бригаду морской пехоты Военно-Морского Флота уже второй год подряд. С детства всегда любил смотреть парады. То, что офицером стану, я знал — с ранних лет об этом мечтал. Но никогда не думал, что самому доведется участвовать в параде на Красной площади.
– Кто определял, когда пройдет ваша Белостокская бригада?
– Это определяет министр обороны. Вообще это традиционное построение парадных полков.
– На параде прошла вся бригада?
Конечно, нет. Из бригады в парадном расчете было 312 человек. Подготовленные психологически, физически крепкие, подтянутые в строевом отношении. Каждый боец проходит через проверку органов ФСБ. Подбор индивидуальный. Морская пехота среди тех, чьи действия на параде высоко оценены министром обороны.
– Где жили? Как добирались?
– Самолетами военно-транспортной авиации. Все бойцы во время нахождения в Москве каждый день ходили на экскурсии, концерты, спортивные мероприятия, были даже в Оружейной палате. На нас была новая форма одежды. Комфортные условия, дополнительное питание. Все выдавалось по 3-й норме морского пайка. Никаких разносолов особенных не было, но соки, фрукты-овощи всегда были на столе.
– Долго ли вы жили в Багдарине?
Я родился в далеком северном Баунтовском районе. Я вообще не помню этот поселок, потому что родители переехали в Новоильинск Заиграевского района. Отец был инженером на карьере, где добывали перлит. Там я учился в первом и втором классах. Потом жизнь забросила нас в город Якутск. В Якутске я и окончил десять классов в 26-й школе. Потом поступил в Благовещенское танковое училище.
– Почему выбор пал на военное училище, а не на гражданский вуз?
– У меня дед кадровый военный. Он был военный медик. Воевать начал еще в 1930-х годах. Воевал на Халхин-голе, потом в Великую Отечественную. Всю войну прошел. В 1950-х годах из-за ранения уволился.
– Сразу после училища были распределены в Белостокскую бригаду?
– Да, в бригаду морской пехоты, в которой и сейчас прохожу службу.
– Белостокская бригада — это часть постоянной боевой готовности?
– Мы в своем составе имеем подразделение постоянной готовности, но в этом году будем бригадой постоянной готовности. Наша бригада морской пехоты Балтийского флота –это родоначальник современной морской пехоты.
– Вы по национальности бурят, а в бригаде есть призывники из Бурятии?
– Нет, насколько я знаю, призывники из Бурятии попадают на Тихоокеанский флот. За всю свою службу я здесь видел только двух бурят. Кадровые офицеры. Один подполковник из Улан-Удэ, он сейчас на Тихоокеанском флоте, уже уволился. А бойцов не видел. Были уроженцы Бурятии, но они призывались из других регионов.
– В 90-е годы развала не было мысли уволиться из армии?
– Нет, не хотел. И у нас не было никогда развала.
Комбриг-батяня
– Мы организованно вступил в войну на Северном Кавказе и не понес больших потерь, как остальные. У нас нет без вести пропавших, нет пленных. Мы всех своих вернули домой. Сорок шесть погибших вернули, всех раненых доставили в госпитали. Мы достойно воевали.
– Вы принимали участие в новогоднем штурме Грозного?
– Мы прибыли туда уже после.
Самое «горячее» место в Грозном...
– Ну да, после президентского дворца это была самая горячая точка. Мы форсировали реку Сунжа, по улице Паровозной вышли на Минутку и взяли ее.
– Какой полевой командир вам противостоял?
– Басаев. В ходе боя мы его госпиталь взяли. По улице братьев Гуциевых в школе был организован госпиталь Абхазского батальона Шамиля Басаева. Полностью его захватили. Но Басаев тогда ушел. Они всегда знали, когда надо уйти.
– Что думаете о той войне?
– Война 1995 года — это кампания, которая выразилась в больших человеческих жертвах. В первую чеченскую войну, считаю, было меньше профессионализма и больше героизма. Во вторую войну все было подготовлено и обошлось без больших человеческих жертв, страданий мирного населения.
Нашему собеседнику довелось участвовать в боевых действиях на Северном Кавказе в 1995 году. Первую награду он получил за отличие в воинской службе в далеком 1992 году — за грамотную высадку на учениях морского десанта. Потом, в Грозном, из рук Министра обороны Грачева он получил еще одну медаль — «За отличие в воинской службе». Буквально через месяц был награжден орденом «За военные заслуги».
– Олег Валерьевич, признайтесь, хотите стать генералом? Ведь плох тот солдат, что не мечтает стать генералом...
– Да. Планирую поступать в Академию Генерального штаба. В 1995–1999 годах я обучался в Военной академии имени М. В. Фрунзе. Это кузница военных кадров.
– По какой специализации?
– Военно-административное управление. Даже когда уволишься, хоть полковником, хоть генералом – всегда можно найти применение своим силам и возможностям.
П. Санжиев
Новости
Мероприятия в честь Дня морской пехоты прошли в Нижнем Новгороде29 November 2024 |
||
День морской пехоты отметят в Нижнем Новгороде26 November 2024 |
||
Первая всероссийская военно-историческая конференция пройдёт в Москве25 November 2024 |
||
Все новости |
Рубрики
- «Не службой единой...»
- Авторитетное мнение
- Боевая учеба
- Вести общественных организаций
- День за днем
- Друзья «Тайфуна»
- Наши праздники
- Обзоры литературы
- Они служили в морской пехоте
- Офицер XXI века
- Подрастающее поколение
- Страницы истории
- Техника и вооружение
- Это интересно
Последние статьи