"Морская пехота - смысл моей жизни"

Валентин Федорович горячо убеждал меня в том, что надо обязательно написать о его боевом товарище, кавалере ордена Александра Невского Борисе Ивановиче Кислякове. Мол, человек он геройский, освобождал не только Северный Кавказ (в том числе Ставрополье), но и Крым, участвовал в боях в Восточной Пруссии, а также штурмовал Берлин. Из разговора с Кисляковым узнал, что родился он в знаменитом городе невест Иваново. После окончания школы в числе 40 ребят попал по «комсомольскому набору» в Севастопольское Черноморское высшее военно-морское училище. Два года учебы пролетели, словно один миг, а потом началась война. Она застала Бориса на учебном корабле «Днепр» в г. Одессе во время корабельной практики. Пришлось срочно эвакуироваться эшелоном через Харьков в Севастополь.

Программу третьего курса ускоренно осваивали в Севастополе, затем в Ростове-на-Дону. 1 ноября 1941 года в г. Минеральные Воды был произведен досрочный выпуск. Кислякову присвоили офицерское звание «младший лейтенант». Всех выпускников училища направили в формирующиеся морские стрелковые бригады. Борис Иванович был назначен заместителем командира роты в 78-ю ОМСБр, которая формировалась в Новороссийске. С этого времени начался его боевой путь от предгорий Северного Кавказа до Берлина.
– Навсегда в памяти у меня останется первый бой, – говорит Кисляков. – Мы переправились через Дон недалеко от Ростова и повели наступление на занятый немцами хутор Хопры. Честно говоря, было страшно, и я боялся. В атаку шли все: и рядовые, и командиры взводов, рот, батальонов – все в едином рассыпном строю. Шли по чистому полю на пологом скате. Хорошо, что рядом шли опытные воины и было на кого равняться. Они шли спокойно и даже не пригибались. Не мог же я показать, что очень волнуюсь и боюсь, поэтому всеми силами стремился держать себя спокойно.

Огонь противника усиливался. Слева от меня, в метрах 10–15, шел начальник штаба батальона. Вдруг его не стало – беднягу разнесла мина. Мы уже бежали. Наши ряды редели и редели. И тут фашисты перешли в контратаку. Прозвучала команда: «К обороне!» Пришлось залечь. Кто как смог частично окопались с помощью малой лопаты, другие же использовали складки местности. Перед нами замаячили густые цепи автоматчиков противника. Их оружие полыхало огнем, а у нас автоматов почти не было. В руках были карабины и винтовки со штыком. Однако дружным огнем мы заставили фашистов залечь. Вскоре пришлось отбивать еще две контратаки. Во время отражения третьей уже сами подня-лись в атаку и добивали не убежавших фашистов штыками. Они психологически не могли состязаться с нами в рукопашной схватке, боясь нас, моряков, – «черных дьяволов». Когда мы ворвались в хутор Хопры и вели бой на его улицах, мне сообщили, что ранен командир роты (также выпускник нашего училища, но с четвертого курса, лейтенант). Он-то и сказал мне, чтобы я принял командование на себя. В тот момент даже толком не знал, где основные силы подразделения, так как рядом было всего около 20 человек. Доложили, что рота на той стороне улицы, а значит, и мне надо быть там.

Не раздумывая, я побежал через улицу, но сразу попал под сильный огонь. Пришлось упасть на землю, отползти в сторону и скатиться в канаву, поросшую крапивой. Вскоре услышал работу мотора и лязг гусениц. Немецкий танк шел прямо на меня. В него откуда-то полетели гранаты. Он завертелся на месте. И тут ко мне подбежали матросы, которые и бросали гранаты. Мы по канаве отползли на свою сторону улицы. И только во втором эшелоне бригады я смог собрать всю роту. Какими бы ни были невеселыми для меня первые дни на фронте, но они закалили на всю войну, а память о первых боях сохранилась на всю жизнь. Потом, в течение всей войны, как бы трудно и опасно ни было, никогда не задумывался о возможной гибели. Честно говоря, мало кто в годы войны надеялся остаться в живых, а в ходе боев мы о жизни и не задумывались. Родина требовала защиты от врага, а для этого надо было отдать все, даже свою жизнь, если потребуется. А когда это случится – не все ли равно? Лишь бы не сейчас, не в этом бою!.. В этом бою надо победить. Мы шли в бой за Родину, за свой народ.

В 1942–1943 годах Борис Кисляков служил командиром роты бронебойщиков 84-й отдельной морской стрелковой бригады. Моряки стояли насмерть в Эльхотовских «воротах смерти». Так прозвали небольшой участок фронта у североосетинского селения Эльхотово. Именно здесь, в предгорьях Северного Кавказа, немецкие оккупанты были остановлены. Кисляков со своими подчиненными принимал участие в освобождении Георгиевска, Железноводска, Пятигорска. Запомнилось Борису Ивановичу, как они сходу взяли город Минеральные Воды. Зима в тот год была морозной, с частыми снежными вьюгами. Теплой одежды на всех не хватало, морскую форму приходилось смешивать с армейской. Особенно трудно было в кубанских плавнях: и лед уже почти не держал, и вода студеная, и непролазная распутица. Машины застревали, лошади измучались, и только люди упорно шли вперед, неся все на себе: снаряды и продовольствие. Стоит ли, тогда удивляться тому, что усталые бойцы ложились прямо на сырую землю и мгновенно засыпали.

Летом 1944 года после окончания 4-месячных курсов усовершенствования офицеров пехоты при Московском военном округе, его направили на 3-й Белорусский фронт, которым командовал генерал И. Д. Черняховский. Прибыв в Восточную Пруссию, Кисляков узнал, что здесь воюет 55-я гвардейская стрелковая дивизия, которой, к слову, за успешные боевые действия в годы Великой Отечественной войны страна салютовала 11 раз. Кислякова, как уже имеющего гвардейское звание и ранее служившего в ней, назначили заместителем командира батальона в знакомый 164-й гвардейский стрелковый полк. Правда, вскоре, после ранения майора Комарчука, стал Борис Иванович комбатом.

– Сразу после завершения Восточно-Прусской операции и взятия города-крепости Кенигс-берга дивизию срочно эшелонами перебросили в район г. Цоссен, – вспоминает Борис Кисляков. – Дивизия вошла в состав Украинского фронта, командовал которым маршал И. С. Конев. Это была вторая половина апреля 1945 года. Берлин уже пылал в огне. Войска маршала Г. К. Жукова штурмовали его с севера и востока. До Берлина мы мчались по автостраде на повозках, фаэтонах, станинах орудий, верхом. Одним словом, торопились. 27 апреля подошли к Берлину с юго-запада, в районе пригорода Тельтов. Здесь прошли уже танки армии П. С. Рыбалко. 30 апреля батальон вышел к Ландвер-каналу, омывающему знаменитый парк «Тиргартен» с запада.

Нам не удалось прочувствовать радость победы в самом Берлине. Мы не видели, как 2 мая вереницы пленных во главе с когда-то чванливыми генералами и офицерами, низко опустив головы, шли по поверженному Берлину. В это время мы мчались в Чехословакию, к Праге. Утром 8 мая нас догнал на мотоцикле заместитель командира полка майор Чучерилов и сообщил, что война закончена и Германия капитулировала. Нашей радости тогда не было предела. Воины смеялись и плакали. Вмиг исчезла всякая усталость, головные уборы полетели вверх, и стало, как-то стало легче дышать. За проявленные в боях за Родину в Великой Отечественной войне личную отвагу, мужество и храбрость, за умелое командование старший лейтенант Борис Кисляков был награжден орденом Александра Невского. Вскоре после окончания войны 55-я стрелковая дивизия вернулась на родину, в г. Гродно. Здесь и познакомился Борис Иванович со своей будущей женой Лидой, работавшей корреспондентом отдела писем в редакции газеты «Гродненская правда».

Борис Иванович поступил в военную академию имени М. В. Фрунзе и через три года окончил ее с золотой медалью. Имел право выбора места службы. Выбрал Военно-морской флот, и был направлен в Каспийское высшее военно-морское Краснознаменное училище им. С. М. Кирова в г. Баку. На протяжении 22 лет, вплоть до 1973 года, он был начальником кафедры тактики морской пехоты и общевойсковой подготовки. Борис Иванович Кисляков прошел трудный, но славный путь. Несмотря на преклонный возраст, Борис Иванович – частый гость в ставропольских школах, где проводит «Уроки мужества». Ему есть что рассказать молодежи. А подрастающему поколению всегда интересно слушать рассказы бывалого морского пехотинца, для которого морская пехота стала смыслом всей его жизни.

В. Москаленко

Другие статьи


Новости

Более 300 спортсменов приняли участие в турнире по самбо, приуроченном ко Дню морской пехоты России  
Более 300 спортсменов приняли участие в турнире по самбо, приуроченном ко Дню морской пехоты России

07 November 2024

 
Состоялся традиционный турнир по дзюдо памяти Героя России Сергея Фирсова  
Состоялся традиционный турнир по дзюдо памяти Героя России Сергея Фирсова

06 November 2024

 
Турнир по самбо соберёт сильнейших спортсменов Нижегородской области  
Турнир по самбо соберёт сильнейших спортсменов Нижегородской области

23 October 2024

 
Все новости

Рубрики

Последние статьи

 

Первый командир полка морской пехоты Краснознаменного Черноморского флота  
Первый командир полка морской пехоты Краснознаменного Черноморского флота

Рубрика: Они служили в морской пехоте

 
Военизированный лагерь «Дельфин» принимал нижегородских школьников  
Военизированный лагерь «Дельфин» принимал нижегородских школьников

Рубрика: Вести общественных организаций

 
Честь имею!  
Честь имею!

Рубрика: Офицер XXI века

 
При перепечатке или использовании редакционных материалов в электронных СМИ ссылка на «Морской пехотинец» обязательна.


Редакция не несет ответственности за содержание и достоверность информации в рекламных материалах.

Точка зрения редакции не обязательно совпадает с мнением авторов. Ответственность за достоверность опубликованных сведений несут авторы.

© «Союз Маринс Групп»

Почтовый адрес редакции:


129110, г. Москва, ул. Щепкина д. 8, офис № 504

(495) 608-94-37, (495) 971-45-54

E-mail: redaktor@mpeh.ru

По вопросам размещения рекламы на сайте

морпехи | морская пехота | морские пехотинцы | союз маринс групп
Наши партнеры
Морская пехота России   БГАРФ Боевое братство журнал Служба и служение