Этот легендарный Егор Лариков
Да, у Героя Советского Союза Егора Ларикова и его подчиненных – морских пехотинцев боевой путь был трудным, драматичным, но славным. В чем убедился и автор этих строк, будучи фронтовым корреспондентом на действующих Черноморском флоте и Дунайской военной флотилии. Юра Лариков – так обычно звали его друзья – всегда был на виду: грамотный, «безумно храбрый» офицер, заботливый командир, его рота выделялась как одна из передовых в 83-й бригаде морской пехоты.Когда отгремели пушки и минометы Великой Отечественной и пошли уже первые мирные дни, мне довелось присутствовать на интересной церемонии вручения наград отличившимся фронтовикам в черноморском городе Сочи. В небольшом зале находилось несколько морских офицеров, прибывших из разных госпиталей и санаториев. В ожидании начальства они поправляли на себе новенькую форму, столь непривычную после запыленной и выцветшей полевой, с которой недавно расстались. В зал вошли начальник Главного штаба ВМФ адмирал Флота Советского Союза И. С. Исаков и командующий Черноморским флотом адмирал Ф. С. Октябрьский. Церемония началась с вручения «Золотой Звезды» Героя Советского Союза и ордена Ленина капитану Е. Ларикову…
А потом Иван Степанович Исаков, знавший меня как журналиста, посоветовал написать о Ларикове, назвав его подвиги, личную храбрость легендарными. В перерывах между боями Лариков любил беседовать с бойцами своей роты по душам. Интересовался здоровьем моряков, особенно раненых. Так было после Сталинградской битвы, Курского сражения, а также Крымской операции, в которой активно участвовали морские пехотинцы. Особо подчеркнул: весь Крым был освобожден нашей армией за 35 дней, в то время как в начале войны немецко-фашистские войска вынуждены были только за Севастополь вести кровопролитные бои 250 дней! Такие беседы поднимали моральный дух воинов, вселяли уверенность в окончательную победу над ненавистным врагом и установление долгожданного мира.
Румыния вышла из войны и объявила войну фашистской Германии. Но прежде была проведена большая десантная акция на Днестровском лимане. Лариков вспоминал: «Наступление наших войск было впечатляюще! Противник поздно обнаружил эту армаду, когда мы были уже у самого берега. С призывом: «Полундра! Вперед на врага!» я прыгнул с катера прямо в холодную воду, увлекая за собой бойцов. Выбив гитлеровцев из прибрежных траншей, мы вскоре взяли Аккерман (ныне Белгород-Днестровский)». После горячей схватки с врагами в десанте морские пехотинцы на бронекатерах прибыли в Варну и Бургас. Лариков с восторгом рассказывал, как тепло, по-братски болгары встречали своих освободителей – с цветами, хлебом-солью и без единого выстрела.
В районе Опатовац – Вуковар в декабре 1944 года активно действовала рота старшего лейтенанта Ларикова. Предстояла высадка в населенный пункт Мохово, где засел вражеский гарнизон. В штабе засомневались: «Сможет ли одна рота справиться?» На это командующий флотилией вице-адмирал С. Г. Горшков ответил: «На Ларикова можно положиться! Это тактически грамотный и храбрый офицер». Поскольку обстановка в Мохово была неизвестна, командир роты решил сначала провести разведку. На это рискованное дело, как часто бывало, вызвался отчаянный разведчик старшина 1-й статьи Дмитрий Вонлярский. Вскоре он со своими товарищами сигналил с берега фонариком. Высадились бесшумно, а потом, как метко сказал Лариков, «учинили спящим фрицам побудку», да такую, что никто из них «ноги не унес». А гарнизон был посильнее атакующей роты. Зная общий план операции, Лариков повел роту к дороге, чтобы отрезать путь фашистам, бегущим из Опатоваца, – и вдруг наткнулся на дзот. Под градом пуль офицер первым подполз к нему и гранатами заставил его замолчать. Опомнившись, противник на следующий день подтянул подкрепление и повел отчаянные атаки на позиции моряков. Но наши оказались более опытными и ловкими. Как было доложено начальнику штаба флотилии капитану I ранга А. Свердлову, за три дня боев рота Ларикова уничтожила несколько десятков гитлеровцев, подбила пять танков, захватила боевые трофеи, в том числе 15 пулеметов, склад с медикаментами.
После освобождения Опатоваца наши войска, морская бригада и югославские воины были нацелены на Вуковар. И снова десант, под покровом темноты рота Ларикова закрепилась на окраине Вуковара. Против моряков двинули танки. Лариков по рации тут же сообщил об этом командиру бронекатера М. Ломанову, который недавно произвел высадку. Артиллеристы катера подбили головной танк, а пулеметчики прижали пехоту к земле.
Тем временем рота Ларикова решительно продвигалась по одной из улиц Вуковара, выбивая оккупантов из домов. Впотьмах бойцы наткнулись на две «пантеры», к которым уже спешили разбуженные выстрелами фашисты. Мешкать было некогда. Вскинув автомат, Лариков скосил экипаж одного из танков, однако в другую машину немцы успели заскочить и тут же открыли огонь. Снарядом разворотило угол ближнего дома, ранило несколько бойцов и самого командира роты. Но в горячке боя ему хватило силы добежать до танка и бросить в открытый люк «лимонку». Моряки бой выиграли. Егору и другим раненым бойцам оказала помощь медицинская сестра Катя Михайлова – любимица моряков. Позднее Екатерина Демина стала Героем Советского Союза.
После излечения Егор догнал 83-ю бригаду морской пехоты уже на венгерской земле, и родная рота восторженно встретила своего храброго командира. На бронекатерах бойцов в полосатых тельняшках высадили в Будафок, что близ Будапешта.
Опасаясь прорыва «черных дьяволов», гитлеровцы двинули навстречу морякам танки. Но вскоре два из них подорвались на наших минах, а три из прорвавшихся были подбиты гранатами. Последнее и самое тяжелое ранение получил Егор Лариков в этом бою. Он перенес сложную операцию, долго лечился в госпиталях и все же остался в строю. Успешно окончил Военную академию имени Фрунзе. Стал зрелым военным специалистом. Служил в Западной группе войск, командовал полком. Много сил отдал штабной работе, в том числе в военно-морском отделе Генерального штаба, в штабе Гражданской обороны. Уйдя в запас, много лет трудился инженером в научно-исследовательском институте.
Опасаясь прорыва «черных дьяволов», гитлеровцы двинули навстречу морякам танки. Но вскоре два из них подорвались на наших минах, а три из прорвавшихся были подбиты гранатами. Последнее и самое тяжелое ранение получил Егор Лариков в этом бою. Он перенес сложную операцию, долго лечился в госпиталях и все же остался в строю. Успешно окончил Военную академию имени Фрунзе. Стал зрелым военным специалистом. Служил в Западной группе войск, командовал полком. Много сил отдал штабной работе, в том числе в военно-морском отделе Генерального штаба, в штабе Гражданской обороны. Уйдя в запас, много лет трудился инженером в научно-исследовательском институте.
Капитан I ранга Л. Черноусько,
заслуженный работник культуры РФ
заслуженный работник культуры РФ
Новости
Рубрики
- «Не службой единой...»
- Авторитетное мнение
- Боевая учеба
- Вести общественных организаций
- День за днем
- Друзья «Тайфуна»
- Наши праздники
- Обзоры литературы
- Они служили в морской пехоте
- Офицер XXI века
- Подрастающее поколение
- Страницы истории
- Техника и вооружение
- Это интересно
Последние статьи