Ушаков - Суворов на море
Россия знает ряд выдающихся военачальников, чьи войска защищали и объединяли родные земли. Так, навсегда прославился своими победными походами генералиссимус Александр Суворов, а на море в сложных условиях бил врагов сподвижник великого полководца адмирал Федор Ушаков. Учитывая огромные заслуги Ушакова как воина-патриота, Русская православная церковь имя адмирала причислила к лику святых. И теперь имя святого Феодора прославляют во всех епархиях, ставят в пример нашим воинам, всем верующим. Икона святого Феодора-праведника появилась в храмах и часовнях, на кораблях флота. «Врагов не считают – их бьют» – этого знаменитого афоризма в боях придерживались оба наших героя.Федор Федорович Ушаков (1745-1817 гг.) своей бурной деятельностью оставил глубокий след в истории России и отечественного флота. Боевой адмирал строил флот, оснащал парусные корабли сильным артиллерийским вооружением, умело воспитывал и обучал матросов и офицеров, неизменно побеждал врагов в сражениях. Если в то далекое время Суворов прославился в боевых действиях на суше смелыми новаторскими приемами, то Ушаков был его достойным соратником на море, применяя новую прогрессивную тактику.
Именно в таком активном плане действовал Ушаков на Черном море против турецкого флота. Несмотря на то, что Крым был присоединен к России в 1783 году, враждебно настроенный южный сосед постоянно предпринимал попытки захватить крымские, да и кавказские земли, высаживал десанты, обстреливал побережье, удерживал Очаков и другие пункты. Эти действия усилились с началом русско-турецкой войны 1787–1791 годов. На долю черноморских моряков выпала тяжелая миссия борьбы с сильным и напористым противником.
Летом 1788 года произошел знаменитый бой у острова Фидониси (ныне Змеиный), что в 37 километрах от дельты Дуная. Здесь русская эскадра обнаружила стоявший на якорях турецкий флот, в два раза превышавший наш. Капитана первого ранга Ушакова это не смутило, и он решил атаковать с хода первым. Смело и с близкого расстояния, чтобы эффективно применить огонь орудий. Сказалась выучка артиллеристов, которых Ушаков обучал метко стрелять на ходу корабля. В результате боя на турецких кораблях рушились мачты, вспыхнул пожар, а несколько из них затонули. На палубах были уничтожены десантные группы, предназначенные для высадки на русский берег. Сильно потрепанный противник поспешил уйти в сторону Босфора. В знак признательности за боевые заслуги Ушакову было присвоено звание контр-адмирала, и он стал командующим Черноморским флотом.
Оправившись, противник не оставляет надежду высадить десант в Крыму, на этот раз в районе Керчи. Предвидя это, эскадра Ушакова первой заняла позицию в проливе. При появлении неприятеля, он был атакован «в два огня», то есть с двух сторон. Ядра и картечь крушили корпуса турецких кораблей, рангоут, паруса, причиняли большие потери десантным войскам, готовившимся к высадке. С поражения флагманского корабля турок в их строю началась сумятица. Десантная операция была сорвана. Именно этот боевой успех положил основу славы Федора Ушакова и ярко продемонстрировал его тактический талант. Флотоводца наградили орденом «Св. Владимира» 2-й степени.
С неменьшим успехом черноморцы отразили новые попытки противника вторгнуться на русскую землю летом 1790 года и поразили его флот в районе: Тендровская коса – мыс Калиакра – Гаджибеевский лиман (восточнее Одессы). И в последующих стычках Ушакова с сильным турецким флотом победа оставалась за ним, что способствовало заключению мирного договора, в Яссах 29 декабря 1791 года. Времена менялись, и в 1798 году Ушаков получил приказ направиться в Средиземное море для оказания помощи странам, которые были оккупированы наполеоновскими войсками. В числе союзников России здесь оказалась и Турция, вчерашний противник. Некоторые турецкие моряки были рады примирению с черноморцами – представителями великого северного соседа. А Султан-паша преподнес Ушак-паше табакерку, украшенную бриллиантами – в знак уважения его флотоводческого таланта. На совете союзников было решено две трети русско-турецкой эскадры направить для блокады греческого острова Корфу (ныне Керкира), захваченном французами и являющимся ключом ко всем Ионическим островам. Остальные корабли крейсировали у греческих островов Архипелага.
Подготовленные Ушаковым и его офицерами десантные группы осенью 1798 года решительным штурмом освободили от французов греческие острова Цериго, Занте, Кефалония, Санта-Мавра. За взятие Цериго Федор Ушаков получил бриллиантовые знаки ордена «Св. Александра Невского», за Занте – орден «Св. Иоанна Иерусалимского» (и премию в 2000 руб.). Однако основной задачей являлось взятие Корфу, на котором была сильно укрепленная крепость, являющаяся удобной базой для действий против берегов Греции, Турции, Италии. А судоходную бухту Корфу прикрывал остров Видо. Считая его плацдармом для обстрела крепости, Ушаков приказал высадить на него десант при поддержке корабельной артиллерии (а враг стрелял с Видо и Корфу). 18 февраля 1799 года Видо был взят. На следующий день корабли начали штурм Корфу. Одновременно был высажен десант в тылу крепости. После трехчасовой бомбардировки с кораблей и осады с суши французский гарнизон был выбит из укреплений и отступил внутрь крепости.
Понимая бессмысленность сопротивления, французские генералы Дюбуа и Шабо прислали на борт «Св. Павла» адъютанта с предложением о сдаче. Отметим, что шлюпка с адъютантом шла под русским Андреевским и французским флагами. После принятия Ушаковым капитуляции он пригласил на флагманский корабль французских генералов для подписания документа. Миролюбиво с ними беседуя, Федор Федорович, улыбаясь, задал генералу Шабо примерно такой вопрос: «Если не секрет, сколько крепость смогла бы еще продержаться?» Тот ответил: «Какой тут секрет! Ваша морская блокада была непроницаема, и это породило в гарнизоне неуверенность и даже страх. И вы правильно поняли, что Видо – наша главная защита. Взяв его, вы могли свободно расстрелять нас корабельной артиллерией. Наконец на суше вы создали ад для нас, склонив на свою сторону повстанцев. Вы великий флотоводец и стратег, адмирал», – заключил свое признание побежденный генерал.
Последовал указ царя о присвоении Ушакову звания адмирала – «за покорение всех похищенных французами прежде бывших Венецианских островов и взятие последнего из них Корфу с крепостями, укреплениями и военными кораблями». Федора Федоровича поздравили известный английский адмирал Г. Нельсон, Неаполитанский король Фердинанд IV, приславший флотоводцу ленту ордена Св. Януария, турецкий султан – высшую награду «челенг» (алмазное перо из своей чалмы), соболиную шубу и 1000 червонцев. А Суворов с присущей ему непосредственностью воскликнул: «Ура Русскому флоту! Почему не был я при Корфу хотя бы мичманом!» Слава об адмирале-освободителе дошла до многих стран. Неаполитанский король Фердинанд IV рассчитывал на освобождение родного Неаполя, адмирал Нельсон приглашал к совместным действиям на Сицилии, Сидней Смит – в египетскую Александрию и на Крит. Особо настойчиво к Ушакову обращались жители итальянских городов – купцы, священнослужители: «Спасите! Защитите! Окажите помощь!»
Прежде всего, по приказу Ушакова отряд кораблей во главе с офицером А. Сорокиным высадил десант в порту на восточном побережье Италии Бриндизи, который очистил берега Апулин от неприятельских парусных и гребных судов, «изгнал французов и бунтовщиков», а прочих – «ласковостью» (любимое выражение адмирала) утвердил в подданстве королю Фердинанду. Другой отряд десантников под командованием капитан-лейтенанта Г. Белли (550 человек) освободил от противника побережье от Бриндизи до Манфредонии, смело пересек полуостров с востока на запад и направился к Неаполю. Его брали объединенными силами, но первым в этот благословенный город ворвался русский отряд. 8 июня 1799 года противник сложил оружие. Через четыре дня после обстрела русскими фрегатами капитулировали крепости Капуя и Гаэта, на западе Италии.
Эскадра Ушакова, уже действующая самостоятельно (турецкие корабли предательски ушли в Константинополь), прибыла в Неаполь и соединилась с отрядом кораблей Сорокина. Обрадовавшись встрече с решительным русским адмиралом, король Фердинанд подчинил ему неаполитанские войска и с надеждой об освобождении столицы Рима предложил руководство военными действиями. Ушаков приказал полковнику Скипора высадить на берег крупный десантный отряд (818 человек), который 19 сентября 1799 года вступил в Рим. Характерной особенностью Средиземноморской и Итальянской кампаний было тесное взаимодействие русской армии и флота, боевое содружество выдающихся военачальников Суворова и Ушакова. В октябре 1800 года эскадра вернулась в Ахтиарскую бухту Севастополя. За 2,5 года плавания она не потеряла ни одного корабля, что говорит о мастерстве флотоводца и подготовленных им моряков.
Некоторое время Ушаков служил на Балтике, а затем, уволившись со службы, удалился в свое имение в деревне Алексеевка Темниковского уезда Тамбовской губернии (ныне Мордовия), где умер в 1817 году. Имя адмирала наряду с именами Суворова, Кутузова, Александра Невского, Нахимова вдохновляло воинов Великой Отечественной войны в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Мне, фронтовику, довелось быть свидетелем, с каким энтузиазмом моряки ЧФ восприняли весть об учреждении орденов и медалей Ушакова и Нахимова, бывших славных черноморцев, так много сделавших для укрепления южных земель России, Крыма и Кавказа, для создания флота, строительства Севастополя. И то, что исконно русская земля Крым и город русской славы Севастополь ныне принадлежат не России – историческая несправедливость. Характерно, что адмирал в боях всегда побеждал малыми силами более сильного врага. И это положение вписано в статус об учреждении ордена его имени.
Капитан 1 ранга Л. Черноусько,
заслуженный работник культуры РФ
заслуженный работник культуры РФ
Новости
Рубрики
- «Не службой единой...»
- Авторитетное мнение
- Боевая учеба
- Вести общественных организаций
- День за днем
- Друзья «Тайфуна»
- Наши праздники
- Обзоры литературы
- Они служили в морской пехоте
- Офицер XXI века
- Подрастающее поколение
- Страницы истории
- Техника и вооружение
- Это интересно
Последние статьи