Морская пехота высаживалась первой

Начало пути
Легендарная 83-я бригада была образована осенью 1941 года в станице Усненская Краснодарского края. В нее вошли матросы и офицеры с черноморских кораблей: линкора «Севастополь», крейсеров «Красный Кавказ», «Красный Крым», «Червона Украина», эскадренных миноносцев «Бойкий», «Сообразительный», «Беспощадный», курсанты военно-морских училищ, а также военные моряки запаса и добровольцы, кто не расстался с полосатой тельняшкой и сохранил любовь к флоту. Среди них были краснофлотцы и командиры, уже побывавшие в боях на море и сухопутном фронте, в частности при обороне Одессы и Севастополя. Первым командиром бригады стал преподаватель Черноморского высшего военно-морского училища полковник И. П. Леонтьев.

В годы Великой Отечественной войны морские пехотинцы прославились на всех флотах и на многих фронтах, при обороне Одессы, Севастополя, Москвы, Ленинграда, Сталинграда. Бравых бойцов в тельняшках, сражавшихся на суше, знали и любили воины других родов войск. Часто пехотинцы и артиллеристы, танкисты и кавалеристы, узнав, кто воюет рядом с ними, с радостью говорили: «С нами в бой идут моряки!» Такую оценку в адрес морпехоты неоднократно слышал и я, пройдя с бригадой сложный, трудный, порой драматический, но в конце концов победный фронтовой путь.

Тактику сухопутного боя морякам пришлось изучать по сокращенной программе. Но боевой дух личного состава был высок. Обстановка на фронте к концу 1941 года продолжала осложняться. Шли тяжелые оборонительные бои под Севастополем, 16 ноября наши войска оставили Керчь. Чтобы оказать помощь героическим защитникам города русской славы, было решено провести крупнейшую Керченско-Феодосийскую десантную операцию, в которой приняла участие и 83-я бригада. Почти одновременной высадкой десантов в Керчи и Феодосии командование рассчитывало, образовав Крымский фронт, разгромить противника и двинуть войска на выручку Севастополя.

Первый десант
В декабре бригада прибыла на базу Азовской военной флотилии, в г. Темрюк. Ее командующий, контр-адмирал С. Г. Горшков, сразу же нацелил бригаду на боевые действия на крымской земле. И в ночь на 26 декабря огромная армада общим числом более 200 судов и катеров двинулась с Таманского на Керченский полуостров. В проливе штормило, волнение усиливалось, перегруженные корабли угрожающе качало с борта на борт, заливало водой. Но люди стойко все переносили: они уже знали, что наши войска под Москвой перешли в решительное контрнаступление, и это вдохновляло каждого.

Обнаружив приближающиеся корабли, противник открыл сильный минометно-артиллерийский огонь. Несмотря на все трудности, высадка в ряде пунктов состоялась. Высокую оценку действиям морских пехотинцев в операции дал нарком Военно-морского флота СССР адмирал Н. Г. Кузнецов. В своей книге «На флотах боевая тревога» он отметил: «Особого восхищения заслуживает 83-я морская стрелковая бригада. Ее батальоны были передовыми отрядами при высадке 51-й армии в районе Керчи».

В результате высадки крупных десантов в Керчи и Феодосии образовался Крымский фронт, который отвлек значительные силы гитлеровцев из-под Севастополя и Таганрога. С занятием Керченского полуострова угроза прорыва гитлеровских войск на Кавказ была на время ликвидирована.

Мне, 18-летнему лейтенанту, и всем воинам моего взвода впервые пришлось пережить танковую атаку. Вокруг все стреляло, гудело, скрежетало… Но нас спасли самообладание и выдержка. Наш ответный удар по стальным машинам ыл связками гранат и бутылками с горючей смесью. Первая победа – два подбитых танка – нас ободрила и помогла хотя бы немного преодолеть пресловутую танкобоязнь. Правда, в наших рядах появились раненые. Досталось и мне – осколок касательно задел голову. Измотанные и уставшие после неудачных попыток прорваться к Севастополю, войска вынуждены были занять оборону, а потом отойти и в конце концов эвакуироваться на Таманский полуостров. На крымской земле погиб и командир бригады полковник И. Леонтьев. Нам предстояли бои за Новороссийск.

После лечения в госпитале я вернулся в свой взвод. В конце июля 1942 года враг усиленно рвался на Кавказ, к бакинской нефти. Новым командир бригады был назначен полковник В. Вруцкий. Самым тесным образом судьба 8З-й бригады и ряда отдельных батальонов морской пехоты связана с захватом и удержанием плацдарма юго-западнее Новороссийска. Наши бойцы были подготовлены к высадке десанта с моря для освобождения Новороссийска, за который многие из них упорно сражались в сентябре 1942-го. В операции участвовало более 70 судов и катеров Черноморского флота. С учетом опыта Керченско-Феодосийской операции был разработан план захвата обширного плацдарма. Первым у поселка Станичка в ночь на 4 февраля 1943 года высадился батальон майора Ц. Куникова. Затем на берег были высажены десантные группы офицеров А. Тарановского, И. Жернова, В. Ботылева, И. Ежеля. А 6–9 февраля в районе Мысхако при поддержке корабельной артиллерии было высажено более 3300 бойцов 83-й бригады. Затем на занятый плацдарм с кораблей высадились части и соединения фронта.

В битве за Новороссийск
Противник предпринимал отчаянные попытки ликвидировать плацдарм в районе Мысхако, но армейские и морские части сражались стойко, наносили ему ощутимые удары, не раз переходили в контратаку, расширяя захваченный кусочек земли. Плацдарм просуществовал до сентября 1943-го, до момента освобождения Новороссийска. Надо отдать должное морякам Черноморского флота, которые постоянно поддерживали нас огнем, подвозили подкрепление, боеприпасы, продовольствие, вывозили раненых. Этот плацдарм сковал значительные силы противника, явился заслоном на пути его вожделенного завоевания Кавказа и одним из участков, откуда войска пошли в наступление на Новороссийск. Именно отсюда 83-я бригада пробивалась вдоль берега моря к центру города. Навстречу шла 318-я стрелковая дивизия. Со стороны моря в Новороссийск ворвались бойцы 255-й бригады морской пехоты. 15 сентября Новороссийск был освобожден. На куполе железнодорожного вокзала взвился военно-морской флаг. Его водрузил капитан-лейтенант 83-й бригады А. Райкунов, ставший Героем Советского Союза. Наша бригада была удостоена почетного наименования «Новороссийская». Участвуя затем в освобождении Крыма, Одессы, пройдя через шесть стран Юго-Восточной Европы, мы с гордостью пронесли на своем знамени славное имя города-героя.

Крым освобожден за 35 дней!
Чтобы не допустить отхода оккупантов на Крымский полуостров, было решено высадить в их тылу несколько десантов. Первый из них был высажен 19 сентября в Анапе. В этот раз морских пехотинцев высадили на причалы порта торпедные катера. А с суши наступали стрелковые части, с которыми моряки вскоре соединились. 9 октября вошло в историю как день освобождения Таманского полуострова и Кавказа. Логическим продолжением наших наступательных действий был бросок в Крым через керченский пролив. Моряков 83-й бригады высадили на побережье севернее Керчи бронекатера П. Державина. Борьба шла упорная, длительная, изматывающая обе стороны. В январе – феврале 1944-го Азовская флотилия высадила новые десанты в районе мыса Тархан и в других местах. 2 апреля наша бригада действовала в составе 11-го гвардейского корпуса генерала С. Рождественского, была прорвана оборона противника и началось освобождение Керчи. Командование по достоинству оценило усилия 83-й бригады – она была награждена орденом Суворова II степени, а затем вторым орденом Красного Знамени.
Венцом этой борьбы стало участие морпехоты вместе с войсками 51-й и отдельной Приморской армии в освобождении Севастополя 8 мая. Одним из решающих моментов здесь стала высадка морского десанта в районе Любимовки. Появление в тылу врага моряков деморализовало его и вынудило спасаться бегством. Остатки гитлеровских войск были разбиты или взяты в плен на мысе Херсонес 12 мая.
Весь Крым был освобожден за 35 дней, а Севастополь – за 5 дней, в то время как в 1941–1942 годах фашистские войска вынуждены были только за Севастополь вести кровопролитные бои 250 дней!

Воевали по-суворовски
В период наступления Советской Армии была воссоздана Дунайская военная флотилия (на базе Азовской). Она высаживала морские десанты, переправляла через водный рубеж большие массы войск и боевой техники. Чтобы прорваться в устье Дуная, надо было пересечь обширный днестровский лиман. В ходе Ясско-Кишиневской наступательной операции там была осуществлена одна из самых крупных десантных операций. Помню, ночью по сигналу командующего флотилией контр-адмирала С. Горшкова несколько сотен судов и катеров двинулись к западному берегу Дуная. Одна штурмовая группа морской пехоты (в том числе моя рота) была высажена севернее Аккермана (ныне Белгород-Днестровский), другая – южнее. Взяв этот город в клещи, мы быстро овладели им. Успех в операции был достигнут в результате усилий морской пехоты, сухопутных частей, кораблей флотилии, и авиации Черноморского флота.
Затем морпехота и войска во взаимодействии с флотилией заняли населенные пункты Жебрияны, Вилково, Сулина, Килия Новая… Подошли к Измаилу, который Суворов называл «крепостью без слабых мест», но решительным штурмом овладел им. Армии Ф. Толбухина и Р. Малиновского быстро продвигались вперед. Южный фланг гитлеровских войск трещал, как говорят, по всем швам. Румыния прекратила боевые действия против нашей страны и объявила войну Германии. Корабли румынской речной дивизии перешли на сторону Дунайской флотилии. А часть нашего батальона спасла важный мост через Дунай в районе Черновод, участвовала в разоружении немецких войск, в занятии Констанцы, Варны и Бургаса. Никогда не забудутся теплые, сердечные встречи с братьями-болгарами, которые давно ждали прихода своих освободителей.

В содружестве с югославами и болгарами
Перед нами была Югославия, сказочная горная страна, свободолюбивый народ которой уже три с половиной года вел напряженную борьбу за свободу и независимость. Дикий произвол оккупантов и их пособников-предателей не сломил волю патриотов к сопротивлению. Победа нашей армии в наступательных операциях значительно активизировал их борьбу. Началось и тесное взаимодействие советской, болгарской и югославской армий в борьбе с общим врагом.
Давая высокую оценку этой борьбе, командующий югославской армией И. Тито писал: «Мы видели три блестящие десантные операции у Радуеваца, Прахово и Смедерово. Помогая нам как можно быстрее продвигаться к Белграду, советские военные моряки с помощью десантов прорывались в глубь немецкой обороны, взламывали ее изнутри и сметали один за другим фашистские оборонительные рубежи на Дунае». В районе Радуеваца действовали войска 57-й армии и югославские части. Все внимание гитлеровцы сосредоточили на отражении их стремительного наступления.
В это время по согласованному плану бронекатера гвардии капитан-лейтенанта С. Барботько неожиданно высадили морских пехотинцев в тылу врага, чем дезорганизовали его оборону. Таким же ударом был захвачен населенный пункт Прахово. Здесь отважные бойцы в тельняшках истребили десятки оккупантов, захватили 18 орудий и минометов, 11 пулеметов, 9 барж с бензином... Не успев вывести из порта флотилию, немцы вынуждены были затопить свыше 200 своих плавсредств. Когда войска генерала В. Жданова и югославские – генерала П. Дапчевича освобождали Белград, штурмовали старинную крепость Калемегдан, корабли флотилии поддерживали артиллерийским огнем и катюшами части, воевавшие в восточном секторе города, пресекали движение противника по Земунскому мосту и предотвратили его подрыв, а также высадили десант морпехоты на остров Ратно и освободили его от оккупантов. Во всех боях очень инициативно действовали разведчики бригады П. Морозов, Д. Вонлярский, Г. Дорофеев. Они часто первыми высаживались на берег, захватывали «языков» у гитлеровцев, а иногда и пушки, из которых вели огонь по противнику.

Вперед – на Будапешт!
Когда такой приказ прозвучал в частях и на кораблях, все понимали: предстоят новые бои, десантные броски, схватки в тылу противника. И такие схватки были в районах населенных пунктов Илок, Опатовац, Вуковар, Герьен, Дунапентеле. В сложный переплет попала моя рота под Вуковаром. На захваченный нами участок пошли немецкие танки. По моему сигналу с ними в бои вступили бронекатера офицеров М. Ломанова и В. Никольского, которые нас высаживали и поддерживали артиллерийским огнем. Мы получили возможность продвигаться вперед по одной из основных улиц Вуковара, выбивая оккупантов из домов и подвалов. Ночью наткнулись на два танка, к которым спешили разбуженные выстрелами экипажи. Автоматной очередью я уничтожил экипаж одного из танков. Во вторую машину успели заскочить танкисты, которые открыли огонь из пушки. Снарядом разворотило угол ближнего дома, ранило нескольких бойцов, в том числе и меня. В горячке боя ранение не заметил. Хватило сил подбежать к танку и в открытый люк бросить гранату. Оба танка стали трофеями роты. За бои под Вуковаром, звание Герой Советского Союза получили Д. Мартынов, Н. Мочалин, Г. Агафонов, Б. Мурадов и я.

После госпиталя прибыв в свою роту, принял участие в штурме Буды – правобережной части столицы Венгрии. Было это уже в январе 45-го. Мы занимали позицию вдоль железнодорожной насыпи, насыщенной проволочными заграждениями и огневыми точками. Против нас бросили танки. Но мы уже имели опыт борьбы с бронированными машинами. Никто из морских пехотинцев не дрогнул, и насыпь была преодолена.
В битве за Будапешт только со 2 января по 13 февраля противник потерял свыше 70 000 убитыми. Этого могло не быть, если бы немецкое командование приняло предложенные ему гуманные условия капитуляции, не говоря уже о том, что меньше оказалось бы разрушений в городе. Однако гитлеровцы предпочли злодейски убить парламентеров Илью Остапенко и Миклоша Штейнмеца, но не сдаться. В плен попали 138 000 солдат и офицеров во главе с командующим группировкой. В те дни в 83-ю бригаду морской пехоты влились подразделения венгерских добровольцев. 13 февраля Москва торжественно салютовала войскам 2 и 3-го Украинских фронтов и морякам Дунайской флотилии за успешные действия при взятии Будапешта.

Наступление продолжалось – до самой победы!
В помощь войскам на пути к словацкой столице Братиславе Дунайская флотилия высадила несколько десантов в тыл противника. Так, ночью 19 марта отряд бронекатеров высадил западнее населенного пункта Тата батальон майора В. Быстрова. Фашисты не ожидали такого внезапного появления в своем тылу «морских дьяволов», как называли наших ребят в полосатых тельняшках. Действия десантников поддержали авиация и корабельная артиллерия.
Еще один шаг па пути к Братиславе – овладение городом Комарно в конце дня 30 марта. Четыре бронекатера прорвались в порт и высадили на причалы группу автоматчиков. Смельчаки быстро заняли портовые сооружения, не допустив их подрыва оккупантами, на здании электростанции был поднят Военно-морской флаг. Преследуя бегущих гитлеровцев, они захватили мост через Дунай. На мосту уже горел запальный шнур. К нему бросился 16-летний моряк-юнга Глеб Веретенников. Он перерубил шнур, и мост был спасен.
Чтобы не допустить разрушения зданий и жертв среди населения Братиславы, маршал Р. Малиновский приказал: «Войскам обойти город и внезапно атаковать его гарнизон с разных сторон». В наступлении принимали участие пехотинцы, морпехота, танкисты и гвардейцы-кавалеристы генерала Плиева. Их поддерживали фронтовая артиллерия, катера, в том числе с реактивными снарядами катюша. Сокрушая оборону противника, наступающие комбинированными ударами, штурмом овладели городом 4 апреля – на сутки ранее намеченного срока. Жители тепло с большой радостью встречали своих освободителей. Несколько соединений получили почетное наименование «Братиславские».

Краснознаменная орденов Нахимова и Кутузова Дунайская флотилия и вместе с нею морская пехота прошли по великой европейской реке трудный, но, можно сказать, легендарный боевой путь. Вместе с войсками участвовали в освобождении от фашизма Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии, Австрии. Здесь было множество примеров тесного взаимодействия сухопутных и морских сил, особенно активно взаимодействовали в боевой обстановке экипажи кораблей и части морпехоты. На Дунае было высажено 20 десантов. И какой бы эпизод мы ни рассматривали, за ним стоят смелость, мужество и отвага солдат, матросов, офицеров, их смекалка, готовность к подвигу и взаимной выручке. В ходе боев получен большой опыт интернационального содружества советских, болгарских, югославских и румынских войск, а также венгерских частей, воины которых бок о бок с нашими фронтовиками воевали против общего врага. После войны 83-я отдельная Новороссийско-Дунайская дважды Краснознаменная ордена Суворова бригада морской пехоты была расформирована. Но ее история и богатый опыт учитывались в ходе боевой подготовки подразделений морской пехоты, изучались в военных училищах и академиях. Бойцы бригады сражались за Крым и Кавказ, участвовали в боях за Керчь, Новороссийск, Севастополь, на Дунае. Бригада всю войну была в строю, ни разу не выводилась из действующей армии, попеременно находилась в составе Черноморского флота, Азовской и Дунайской флотилий. Ее батальоны в частях сухопутных войск воевали на семи фронтах. За «кормой» соединения осталось более 5 000 километров фронтовых дорог. Тысячи матросов и офицер удостоены правительственных наград, четверо стали кавалерами ордена Славы трех степеней, а 26 человек – Героями Советского Союза.

Л. Черноусько

Другие статьи

При перепечатке или использовании редакционных материалов в электронных СМИ ссылка на «Морской пехотинец» обязательна.


Редакция не несет ответственности за содержание и достоверность информации в рекламных материалах.

Точка зрения редакции не обязательно совпадает с мнением авторов. Ответственность за достоверность опубликованных сведений несут авторы.

© «Союз Маринс Групп»

Почтовый адрес редакции:


129110, г. Москва, ул. Щепкина д. 8, офис № 504

(495) 608-94-37, (495) 971-45-54

E-mail: redaktor@mpeh.ru

По вопросам размещения рекламы на сайте

морпехи | морская пехота | морские пехотинцы | союз маринс групп
Наши партнеры
Морская пехота России   БГАРФ Боевое братство журнал Служба и служение