Врагу не сдается наш гордый "Варяг"

Подразделения морской пехоты Тихоокеанского флота, уходя на боевую службу в Мировой океан, проходят через места боевой славы, доблести, стойкости и героизма экипажей двух кораблей, названия которых – «Варяг» и «Кореец» – разнеслись в начале прошлого столетия по всему миру. Каждый раз в торжественной обстановке весь личный состав кораблей и десанта, возлагает на воду венки из цветов, отдавая почести и дань памяти героям Российского флота, вписавшим бессмертные героические страницы в историю России.

В январе 1904 года крейсер «Варяг» (командир кап. I ранга В. Ф. Руднев) и канонерская лодка «Кореец» (командир кап. II ранга Г. П. Беляев) находились в нейтральном корейском порту Чемульпо (Инчхонь). Перед ними была поставлена задача поддерживать связь между нашей эскадрой в Порт-Артуре и русским посланником в Сеуле, кроме того, собирать информацию о приготовлениях к войне Японии, которая тайно перебрасывала войска на Корейский полуостров. Кроме русских кораблей в порту находились английские, французские, итальянские и американские военные корабли и суда.

26 января (8 февраля) японцы высадили в нейтральный порт Чемульпо 3-тысячный десант, оккупировали город и захватили телеграф. Обстановка стала крайне напряженной. За действиями русских моряков была установлена круглосуточная слежка шпионов. В этих условиях «Варягу» и «Корейцу» необходимо было срочно соединиться с русской эскадрой в Порт-Артуре, но выгодное для перехода время из-за боязни ответственности царским посланником – главой российской дипломатической миссии графом Павловым в Чемульпо было упущено. Выходы из порта блокировала японская эскадра (1 тяжелый броненосный крейсер, 5 легких крейсеров, 7 миноносцев, 1 авизо).

Командующий японской эскадрой контр-адмирал Сотокити Уриу, грубо нарушая международное морское право, утром 27 января под угрозой открытия огня по русским кораблям японской эскадрой потребовал, чтобы русские корабли немедленно, до полудня, покинули рейд нейтрального порта.

27 января 1904 года началась Русско-японская война (официальное объявление последовало лишь 28 января), но из-за отсутствия связи в Чемульпо на наших кораблях об этом никто не знал. Командир крейсера «Варяг» капитан I ранга В. Ф. Руднев, понимая сложность ситуации, принял решение прорваться в Порт-Артур, приняв бой с японской эскадрой, как бы велика она ни была. Экипажи наших кораблей шли в бой с целой эскадрой, которая превосходила их в 5 раз по количеству орудий и в 7 раз по торпедному оружию. Перед выходом из Чемульпо на верхней палубе «Варяга» по «Большому сбору» был построен весь личный состав. Командир обратился к экипажу корабля: «Мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы сильна она ни была… Никаких вопросов о сдаче не может быть… мы не сдадим ни кораблей, ни самих себя и будем сражаться до последней капли крови. Исполняйте каждый обязанности точно, спокойно, не торопясь, особенно комендоры, помня, что каждый снаряд должен нанести вред неприятелю… Пойдем смело в бой…» Все матросы и офицеры ответили громким «ура». Бесстрашные, полные решимости защитить честь своего флота, моряки двух русских боевых кораблей шли в бой с японской эскадрой.

В 11:30 крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» двинулись к выходу с рейда. Выстроенные по сигналу «Большой сбор» экипажи иностранных кораблей под звуки русского гимна провожали их в неравное сражение, понимая, что эти люди сознательно идут на верную смерть. Командир французского корабля «Паскаль» позже сказал: «Мы салютовали этим героям, шедшим столь спокойно и гордо на верную смерть».

Крейсер «Варяг» шел по узкому фарватеру, который сильно сковывал его маневр, стремясь быстрее сблизиться с вражеской эскадрой, чтобы вести огонь наверняка. Японская эскадра находилась на чистой воде, что позволяло ей маневрировать, ожидая русские корабли на выходе с фарватера, расположив свои корабли полукругом.

При появлении «Варяга» на мачтах японского флагмана «Нанива» были подняты сигнальные флаги с предложением сдаться без боя. Но Руднев на сигнал не ответил и продолжал сближаться с японской эскадрой.

В 10 милях от Чемульпо неравный бой первыми начали японцы. Море закипело от разрывов снарядов вокруг «Варяга» и «Корейца», за 1 час жесточайшего по напряжению боя крейсер «Варяг» выпустил по врагу 1105 снарядов: 152 мм – 425; 75 мм – 470; 47 мм – 210.

В крейсер «Варяг» попало до 14 фугасных снарядов. Палуба крейсера представляла собой исковерканное железо, залитое кровью, были сбиты оба дальномерных поста и выведены из строя почти все орудия, перебиты рулевые приводы. Пришлось управление крейсером перевести на ручной штурвал с кормового рулевого отделения. Несколько пробоин в подводной части левого борта дали значительный крен кораблю, что не позволило вести огонь из нескольких оставшихся еще исправных орудий. В ходе боя были ранены командир корабля и старший помощник. Но, несмотря на это, личный состав кораблей действовал мужественно и умело. Оба корабля наносили ощутимый урон врагу. Был потоплен японский миноносец. На крейсере «Асама» загорелась кормовая башня и был разрушен ходовой мостик, возникли пожары. Серьезные повреждения получили японский флагман «Нанива», на котором от прямых попаданий возникли пожары. Крейсер «Такачихо» после дуэли с «Корейцем» выглядел так, что в газетах появились сообщения о его гибели. В конце боя все японские корабли получили повреждения различной степени тяжести. Следует отметить один примечательный момент. При подготовке к бою на «Корейце» был срублен весь деревянный рангоут. Как оказалось, отсутствие стеньг мачт спасло весь корабль, так как японские артиллеристы не могли правильно определить расстояние до канонерки и все их снаряды в течение боя ложились с перелетом. В «Кореец» не попал ни один снаряд(!).

Командир «Варяга», видя, что крейсер во многом утратил боеспособность, а также учитывая большие людские потери (122 человека было убито и ранено), решил выйти из зоны огня и возвратиться на рейд Чемульпо для исправления повреждений.

Осмотр «Варяга» на рейде Чемульпо показал, что быстро исправить повреждения невозможно, а продолжать бой в этих условиях крейсер практически не мог. Было принято единственное решение, одобренное советом офицеров: взорвать оба корабля, чтобы они не попали в руки врага.

В 16:05 и 18:10 экипажи канонерской лодки «Кореец» и крейсера «Варяг» со слезами на глазах затопили свои непобежденные боевые корабли. Весь личный состав был размещен на французском и итальянском кораблях, несмотря на требования японцев взять их в плен, и впоследствии был доставлен в Россию. При возвращении в столицу матросов везде с большими почестями встречали соотечественники. Все офицеры были награждены орденом Святого Георгия IV степени, а члены команды – знаками отличия этого ордена и специально выбитой медалью.

После войны японский император наградил В. Ф. Руднева за героизм орденом «Восходящего солнца» – высшим орденом страны. Весь мир узнал о смелости, доблести и героизме русских моряков, не склонивших свои головы перед превосходящим врагом и не спустивших в неравном бою военно-морской флаг России, вписавших еще одну героическую страницу в боевую летопись Российского флота.

Подвиг личного состава крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» будет передаваться из поколения в поколение в песнях, художественных произведениях и навечно останется в памяти народной. В память о сражении на средства жителей Владивостока на Морском кладбище города в 1911 году на месте, куда были перевезены из Кореи останки погибших, воздвигнут памятник героям крейсера «Варяг», на котором высечены слова:
«Пройдут века, и новые поколения русских моряков с гордостью будут носить в своих сердцах светлую память о тех, кто в грозный для Отчизны час не склонил голову перед врагом. Спите спокойно, герои! Дело, за которое вы отдали свои жизни, восторжествовало. Отныне и навсегда над волнами Тихого океана будет реять гордый флаг Родины нашей – России!»

В годовщину 50-летия подвига «Варяга» в городе Туле был открыт памятник его командиру В. Ф. Рудневу, все оставшиеся в живых члены экипажа были награждены советскими военными медалями. Объявлены координаты Боевой славы места героического боя, где все русские корабли отдают почести погибшим кораблям...

Эпилог
В 1905 году крейсер «Варяг» был поднят японцами, отремонтирован и введен в состав эскадры вице-адмирала Уриу под названием «Сойя», но на корме под иероглифами решением императора была оставлена золотая славянская вязь с прежним названием корабля – «Варяг».
В 1916 году Россия выкупила свой прославленный крейсер, которому было возвращено его название – «Варяг».
В 1917 году «Варяг» находился на ремонте в Великобритании, где после Октябрьской революции из-за отсутствия средств на оплату ремонта, был продан на металлолом.
В 1922 году во время своего последнего перехода в шторм затонул в Ирландском море в 300 метрах от берега Шотландии, в 60 милях от города Глазго.
Но и на этом не ушло в забвение гордое имя «Варяг». Его именем был назван ракетный крейсер Тихоокеанского флота, который во время событий в Бангладеше смело пошел навстречу американской эскадре, пытавшейся решить силовым путем свои вопросы в этой стране. Американцы, вероятно, хорошо помня, исторические события с «Варягом» в начале ХХ века, были уверены, что экипаж ракетного крейсера «Варяг» повторит подвиг своих прославленных предков, изменили свои планы, уклонились от встречи и ушли из этого района. Недаром М. И. Кутузов говорил: «Если Россы всегда будут сражаться за веру своих прародителей и честь народную, то слава будет их вечным спутником».
В 2008 году на Шотландском берегу, у места, где лежит «Варяг», был открыт памятник в честь легендарного крейсера и его героического экипажа.

В. Юхимчук

Другие статьи

При перепечатке или использовании редакционных материалов в электронных СМИ ссылка на «Морской пехотинец» обязательна.


Редакция не несет ответственности за содержание и достоверность информации в рекламных материалах.

Точка зрения редакции не обязательно совпадает с мнением авторов. Ответственность за достоверность опубликованных сведений несут авторы.

© «Союз Маринс Групп»

Почтовый адрес редакции:


129110, г. Москва, ул. Щепкина д. 8, офис № 504

(495) 608-94-37, (495) 971-45-54

E-mail: redaktor@mpeh.ru

По вопросам размещения рекламы на сайте

морпехи | морская пехота | морские пехотинцы | союз маринс групп
Наши партнеры
Морская пехота России   БГАРФ Боевое братство журнал Служба и служение